О храме
Пятиярусная колокольня церкви Вознесения Господня видна еще издали. Построенная в XIX веке (1812-1825) она органично вписывается в панораму теряевского ландшафта. После разрушения колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря, который раскинулся по соседству, она является единственной осью в архитектурном ансамбле церквей этого района, с времён второй мировой войны.
Вереницы машин с прихожанами Иосифо-Волоцкого монастыря и других местных храмов редко останавливаются около этой церкви. Только любознательный путешественник, еще чаще фотограф- любитель, который ищет редкий кадр, способен свернуть с большой дороги и оказаться перед когда-то восхищающим, а сейчас щемящим сердце зрелищем.
Первоначально церковь была построена еще в конце XV века, далее последовала череда перестроек, основные из которых прошли в XIX веке, когда к основному объему здания были пристроены трапезная и колокольня. К началу XXI века ансамбль построек, а в особенности основная часть, представляет собой обветшалое наполовину разрушенное здание. Оно некогда являлось пятиглавым храмом, четверик которого обрушился в 2005 году. Постановлением Правительства Московской области от 30 сентября 2004 г. N 596/38 он был признан памятником архитектуры, но меры по его спасению приняты не были и не предпринимаются в полной мере до сих пор. Не так давно, в трапезной была вновь начата приходская деятельность. И хотя архитектура церкви Вознесения вполне традиционна для своего времени и для этих мест (похожая церковь находится в нескольких километрах в селе Язвище), поражают чудом сохранившееся фрески на стенах трапезной, которые выделяют данное архитектурное сооружение из многих. Похожие фрески можно найти разве что в Италии, но никак не в России.
Те немногие фрагменты, которые пытаются спасти (до 1930 года в храме был устроен гараж), позволяют предположить, что художник, скорее всего, был иностранцем или русским автором с достаточно высоким уровнем профессионального образования. Слишком не типичны для русской религиозной живописи изображения библейских персонажей. Они полнокровны, энергичны, их жесты полны динамики, в некоторых даже просматривается эксцентричность. Образы явно имеют не славянский тип лица.
Колорит красок ярок и сложен особенно в изображении одежды, ^ которая пестрит обилием декоративных деталей. Отсутствует отрешенность, строгость и светлая грусть, так характерная для изображения религиозных сюжетов русскими мастерами. Создается ощущение праздника, все вокруг напоминает о жизни на земле, а не об эфемерном пространстве. Но это лишь немногие сохранившиеся осколки той роскоши, которая сейчас, к сожалению, может пропасть без следа.
Из всех церквей в Волоколамском районе церковь Вознесения самая забытая и заброшенная. Материальных средств на данный момент хватило только на укрепление стен трапезной. Основная же часть храма и колокольня находятся в аварийном состоянии и в любой момент могут обрушиться окончательно. Те немногие смельчаки, которые могут войти в руины, помимо оскверняющих надписей «Не пить» или «Здесь был Вова»; могут увидеть контуры фресок с оставшейся кое-где позолотой и цветом. Прочитать тексты, написанные когда-то золотыми буквами на древнеславянском языке, а главное, заглянуть в глаза святых, которые до сих пор не потеряли своей яркости и притягательной энергетики.
Был праздник Святой Троицы. В этой церкви он уютный и теплый, такой, каким, наверное, и должен быть. В маленьком работающем пределе, устроенном в трапезной — тепло, пахнет свежесрезанными березовыми ветками. Ноги наступают на пол, устланный полевыми цветами, от чего ступни проваливаются в мягкий настил, а шаги становятся тихими и невесомыми. Ароматы растений смешиваются в воздухе с традиционными церковными запахами — ладана и свечей, создавая особый праздничный дух. На входе служительница — пожилая женщина искренне рада нашему приходу. Без толчеи и ажиотажа церковных лавок, можно стоять и думать о своем, о церкви, обо всем том, о чем не получается думать в суматошном круговороте столичной жизни.
Казаться верующим стало последние годы очень модно, и большинство справляются с этой нехитрой задачей, а вот быть им получается не у многих. Иначе не было бы таких печальных зрелищ, как разрушенные церкви, причем разрушенные не войной, а бедой похлеще — безразличием. Именно безразличие позволяет местным жителям из поколения в поколение наблюдать, как некогда роскошный храм сначала ветшал, потом разрушался и сейчас возможно окончательно исчезнет. Напрашивается аналогия с названием села — «Теряево», видимо все, что есть у его жителей им суждено потерять, даже такую незыблемую ось, как веру, которую еще можно наблюдать в пейзаже окрути, а вот можно ли ее наблюдать в сердцах ее жителей — покажет время.
Драничкина Ольга искусствовед