7 июля — Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

5 июля 2015 / Просмотров: 1 622

Рождение Иоанна предвозвещено было ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и остался таким до рождения сына.

За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захария — Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени отца. На это Елисавета сказала: «Нет, а назвать его Иоанном».

Все стали говорить: «В родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем» — и стали спрашивать знаками у отца: как он желает назвать сына? Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». Все удивились. И тут немой Захарий заговорил. По внушению Духа Святого он стал прославлять Бога и пророчествовать о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником) Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя. Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: «Что будет из этого младенца?» Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.

Иоанн рано остался без родителей. Жил в пустынях до дня явления своего народу, одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пищу составляли сушеная саранча и дикий мед (Лк. 1:57-80).

В своё время, покинув пустыню, Иоанн пришел в долину Иордана и начал там свою проповедь. «Покайтесь — говорил пророк, — ибо близко Царство Небесное!» (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иордану, в которой Иоанн крестил народ водой. Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую веру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедовали свои грехи.

Среди приходивших к Иордану были и люди, которые считали себя праведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как, например, фарисеи саддукеи — вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Слушая такие слова, народ спрашивал его: «Что нам делать?» Иоанн отвечал: » У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же».

Приходили к нему мытари, сборщики податей, и спрашивали: «Учитель! Что нам делать?» Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власть же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущего Христа. Иоанн говорил им: «Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается».

Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» Часто бывало так, что воины, недовольные жалованьем, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: «Никогда не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем».

Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. «Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязывать ремень обуви его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём (то есть крещение, которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святого)».

В народе день рождества Иоанна Предтечи называют Купалом, Купальем. С ним связаны многие суеверия, а также традиция разгульного празднования, идущая с языческих времен. Православные христиане не должны придерживаться ее, тем более, что Рождество Иоанна Крестителя припадает на Петровский пост.